ИГРА "УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ"

ЦЕЛЬ ИГРЫ. Знакомство школьников с научной схемой анализа профессий. Игра используется при изучении тем "Профессиограмма", "Формула профессии", а также при знакомстве с конкретными профессиями различных отраслей народного хозяйства.

УСЛОВИЯ ИГРЫ. Игра рассчитана на работу с классом (учащиеся 7-8-х классов, а также более старшие классы). Время на первое проигрывание 10-15 минут, на последующие - 7-10.В игре активно используется классная доска, желательно иметь таблицу анализа профессий.
При окончательном определении победителей можно ввести критерий (еще до обсуждения)сли общее количество неправильных ответов будет больше 10,то команда загадавших профессию проигрывает. После этого окончательно определяется победитель.

Диагностические возможности игры.
Игра позволяет выявить знания учащихся о конкретных профессиях, а также определить уровень овладения схемой анализа профессий.

Типичные трудности.
Опыт показывает, что учащиеся 7-8-х классов легче отгадывают профессии в игре "Ассоциация", чем в данной игре, кроме того, "Угадай профессию" - более сложная игра по самой организации.
Поэтому, если проводить много проигрываний, в которых играющие будут постоянно проигрывать, то интерес к игре может снизиться. Если игра получается плохо, то больше 2-х проигрываний лучше не делать. В случае, когда загадана сложная профессия, и сам ведущий затрудняется ее охарактеризовать по некоторым пунктам схемы анализа, профессию следует либо заменить, либо анализировать по другим пунктам.
Перспективы совершенствования игры. Главная линия развития данной игры состоит в поиске более оптимальной (игровой) схемы анализа профессий. Возможны также процедурные усовершенствования, заполнение времени на обдумывание музыкой и т.д.

ПРОЦЕДУРА (ЭТАПЫ) ИГРЫ.

Подготовительный этап. На предшествующем занятии или сразу перед игрой школьники должны быть ознакомлены с "формулой профессии" (7,112)*.Желательно не только рассказать о формуле, но и проанализировать с ее помощью несколько профессий вместе с классом. При этом могут возникнуть ситуации, когда ни класс, ни психолог не могут (по причине незнания) с уверенностью охарактеризовать разбираемую профессию по какому либо пункту схемы анализа. В этом случае следует признать свою неинформированность и в ближайшее время восполнить пробел, показав этим всем учащимся, что главное - не обманывать себя, не строить иллюзий относительно своих знаний профессии. Малейшее сомнение должно быть проверено. Настроив таким образом школьников, можно переходить к этапам самой игры, которая во многом строится аналогично игре "Ассоциация" .

1.Перед классом вывешивается таблица с "формулой профессий" или со схемой анализа профессий (Приложение 1).
2.По желанию выбирается группа из трех человек.
3.Дается общая инструкция: "Сейчас три человека выйдут из класса, а класс загадает профессию. После этого трое входят в класс и наблюдают за ним, а каждый сидящий в классе должен в течение 3-5 минут проанализировать загаданную профессию по схеме анализа. Через 3-5 минут каждый из трех отгадывающих выбирает из класса по одному человеку, которые в течение 2-х минут выписывают на доске (места для этого требуется немного) свои варианты анализа профессии по схеме анализа.

____________________________________________________________________

*В настоящих рекомендациях предлагается игра с использованием более расширенного варианта схемы анализа профессии (см. Приложение 1)

Данный вариант практически использовался в работе с учащимися 7-8-х классов.

Например профессия "учитель математики" анализируется так: предмет труда - человек, знак;
цели труда - гностические, преобразовательные и изобретательные; средства труда - функциональные; условия - бытовой микроклимат и т.д. После этого каждый отгадывающий имеет по одной возможности отгадать профессию и через 1 минуту обдумывания говорит о своем варианте ответа. Если из трех вариантов хотя бы один будет правильный - команда отгадывающих победила.

4.Отгадывающие выходят из класса, а класс быстро загадывает профессию.

5.Ведущий приглашает отгадывающих ,которые наблюдают за тем, как класс расписывает на листочках загадочную профессию по схеме анализа.**

6.Каждый отгадывающий выбирает по одному человеку из класса, которые выписывают на доске свои варианты анализа профессии.

7.После этого отгадывающие в течение одной минуты оценивают все три выписанные варианты и предлагают три своих варианта отгадки.

8.Класс оценивает, отгадали они профессию или нет, назвав при этом загаданную профессию.

Обсуждение игры (проигрывания).
По каждому пункту схемы анализа профессии ведущий вместе с классом определяет по всем трем вариантам, выписанным на доске, праввввильные и неправильные ответы.

____________________________________________________________________

* При использовании игры на базе лаборатории профориентации можно предложить загадывать наиболее важные профессии данного завода.
** Наблюдение отгадывающим за классом является дисциплинирующим приемом. выбор из класса явного лодыря повышает шансы отгадывающих на выигрыш, а лодыря ставит в неудобное положение перед классом.

Приложение 1.

Схема анализа профессий.*

1.Предмет труда: природа, техникаеловек, знак, художественный образ.

2.Цели труда: гностические (оценивающие),преобразующие, изыскательские.

3.Средства труда: ручные, механические, автоматические, функциональные (речь, мимика, физические данные)еоретические (знания).

4.Условия труда: бытовой микроклимат, необычные (цех, магазин)кстремальные (под водой, в шахте),на открытом воздухе.

5.Организация труда: четкая дисциплина, обычные отношения: начальник - подчиненный, относительная самостоятельность.

6.Общение в труде: индивидуальное (с клиентом)абота в группе, работа с большими коллективами, аудиториями.

7.Ответственность в труде: материальная, моральная, жизнь и здоровье людей.

8.Характер подвижности: сидячая работа, работа стоя, постоянное движение.

9.Требование к здоровью: высокие, нормальные, могут работать практически все.

10.Потребности общества в профессии: требуется, особенно не требуется, трудно устроиться.

11.Особенности профессии: льготы (какие?)анняя пенсия, частые командировки, соблазны (возможность получения нетрудовых доходов) и др.

12.Получение профессии: образование не требуется, учеником на производстве, окончание специальных курсов, СПТУ, техникум, ВУЗ аспирантура, докторантура, академия.

__________________________________________________________________

* После разбора 2-3 профессий схема перестает казаться слишком сложной.